Евреи помнят русского героя. Забытые страницы истории

Оригинал взят у grimnir74 в Евреи помнят русского героя. Забытые страницы истории


В израильском городе Ариэль есть памятник Николаю Блинову — русскому дворянину, который погиб, защищая евреев в житомирском погроме 1905 года. Сто с лишним лет назад история этого человека, единственная в своем роде, потрясла многих людей в России. Его имя стояло первым в поминальных списках в синагогах. На стене одной из них на его родине установили мемориальную доску. Советская власть из 51 житомирской синагоги уничтожила 50, в том числе и эту. Про Колю Блинова забыли.
Collapse )

Наоми Френкель

http://www.jewish.ru/culture/art/2015/06/news994329558.php


Недавно совершенно случайно открыла для себя эту писательницу. У меня такое ощущение, что она обращается непосредственно ко мне - настолько совпадает наше с ней мироощущение. Само собой, о ней нет ни малейших упоминаний среди имен израильских писателей. Ее замалчивают за политические взгляды.

post

Originally posted by maarbolet at post
Деревня праведников

derevn'a_pravednikov2Андре и Магда Трокме
С 1940 по 1944 год маленькая альпийская деревушка Шамбон-сюр-Линьон спасла тысячи еврейских детей от неминуемой гибели. Это поселение гугенотов (французских протестантов) с самого начала гитлеровской оккупации Франции было связано с подпольем, переправлявшим в деревню детей, которых потом удавалось эвакуировать через горные перевалы в Швейцарию.

Во главе этой спасительной миссии стоял молодой деревенский пастор Андре Трокме. Он убедил своих прихожан, что спасение несчастных — глубоко христианское дело. Он же призвал всех жителей (около пяти тысяч человек) поклясться на Библии, что никто из них не выдаст немцам ни одного еврея.

Сотни лет до этого гугенотов притесняли католики, поэтому жители деревни воспринимали гонимых евреев как товарищей по несчастью.
В каждом доме в Шамбон-сюр-Линьон скрывалось по нескольку беженцев — иногда не только дети, но и взрослые.
Местные жители их выдавали за родственников, переехавших к ним из разоренных войной районов.

Для того, чтобы полиция ничего не заподозрила, еврейские дети ходили в христианскую воскресную школу, где пастор давал им возможность молиться по своим обрядам.
Постепенно пастор смог привлечь к своей миссии спасения несколько соседних деревень.
В 1943 году пастора арестовали.
На допросе, когда ему ставили в вину защиту евреев, он ответил так: «Я не знаю, что такое еврей, но я знаю, что такое человек».
Допросы других жителей деревни тоже ничего не дали. Никто из них не испугался и не проговорился. Пастора пришлось отпустить.
В сентябре 1944 года деревню освободили американцы.

Всего за четыре года жители Шамбон-сюр-Линьон спасли от смерти более 5000 евреев.

В Израиле в 1990 году Шамбон-сюр-Линьон официально удостоили звания «деревня праведников».

derevn'a_pravednikov1
Еврейские дети, спрятанные в Шамбон-сюр-Линьон
nakaryak
3 июн, 2015 16:02 (местное)

Хазарское царство/הכוזרים / Израиль,1997 г.(русские субтитры)

Израильский, документальный фильм о Иудейской Хазарии и хазарах, о местах их проживания, о местах, где возможно распологалась сама Хазария, город Итиль и крепость Саркел. А также, фильм рассказывает о евреях, которых некоторые, пусть даже и частично, но все же считают возможными потомками хазар, а если сказать точнее, смешанными с хазарами.
К этим евреям относятся - ашкеназы, караимы, крымчаки и горские евреи. Хотя, по сравнению с о

ЛИЧНЫЙ МИР И МИР ВОКРУГ

Оригинал взят у bab_ka в ЛИЧНЫЙ МИР И МИР ВОКРУГ
ПОДВИГ НАУМА ПОДЕРСКОГО

Да вспомнит Бог души всех моих родных,
которые были убиты, сожжены,
или задушены за то,
что они оставались евреями...

Этот рассказ я записала со слов Ирины Шульман, моей подруги из Хайфы. Результат нашего творчества – история трагичная и счастливая одновременно. Одна из множества историй, которыми богата судьба нашего народа в ужасном для него 20 веке. История дружбы и предательства. Мужества и трусости. Человечности и подлости.

О судьбе детей – «КРАПИВОК» из пионерского лагеря близ Белорусского села Крапивки, когда – то, лет 40 назад, писали в газетах, журналах, рассказывали на радио и телевидении. А потом не стало СССР, и о чудом спасенных детях вспоминали только они сами, оставшиеся в живых.
Вот и сегодня вспомним о Науме Подерском, без которого не было бы истории чудесного спасения более ста детей из белорусского пионерского лагеря. О его Подвиге. О Подвиге, который он совершил в 15 лет. Мальчик, подросток, сделал то, что не смогли, не захотели сделать взрослые, облаченные властью и полномочиями. Взял на себя бремя ответственности, принимал решения в страшной неразберихе и ужасе первых дней и месяцев войны. Проявил героизм и мужество, невероятную находчивость и благородство. И вся жизнь Наума Подерского была такой же – мужественной и благородной.

Вот думаю, если бы хоть половина, или четверть власть предержащих в то время обладала таким мужеством и смелостью, как Наум, может по другому развивались бы события?
Однако, пора к рассказу.

КРАПИВКИ – БОБРУЙСК И ОБРАТНО
Война стала страшной трагедией для западных республик огромного СССР. Особенно для их еврейского населения, которое традиционно проживало в Белоруссии и на Украине. Во многих местечках Белоруссии евреи составляли до 50% местного населения. Их трагическая судьба не только в том, что наступление немцев было стремительным и «неожиданным». Но и в преступном «неведении» советского руководства, которое ни словом не предупредило своих граждан о намерениях и взглядах Гитлера на «еврейский вопрос». В годы Холокоста погибло около 95% евреев, оставшихся на оккупированной территории Беларуси. Нужны какие-то еще цифры, чтобы оценить масштаб трагедии?

Война застала Иру Родшнейн (Шульман) в пионерском лагере Министерства просвещения БССР. Ирочке в то время было 10 лет, она закончила 3 класса средней школы Бобруйска.
Лагерь располагался у села Крапивка, примерно в семи километрах севернее Бобруйска. Там отдыхали дети учителей и школьных работников. В первой смене в середине июня были ребятишки 7–12 лет. Подчеркну – в основном, дети из еврейских семей. Пионервожатые в лагере тоже не намного старше, комсомольцы, 15–16 лет. Один из них, Подерский Наум Григорьевич, сыграл огромную роль в спасении жизней Ирины и других ребятишек.

22 июня 1941 года во время воскресной утренней линейки объявили, что в 4 часа утра года Германия начала войну. Начальство лагеря тут же бросилось в город, к своим семьям, а 3 отряда детей остались с тремя юными пионервожатыми.
Наум Подерский решил брошенных в лагере 120 детей отвести пешком в Бобруйск и там уже думать, что делать дальше. Нашли старую полуторку, нагрузили ее остатками продуктов. Расстояние 10 км для слабеньких малолетних горожан немалое. Только к вечеру добрались до Бобруйска. Но там детей никто не ждал. В городе паника. Бомбежка. Населению рекомендовали временно покинуть город и укрыться в лесах и оврагах поблизости от дороги на Гомель. Начальство сказало, что сейчас не до детей, и им лучше вернуться в Крапивки. И опять бросок 10 км.

А в Крапивках уже стояли танки, пехота рыла окопы. Командир части, добрый человек, тронутый видом измученных, голодных ребятишек, проявил участие. Детей накормили солдатской кашей. И решили перебросить детей по железной дороге из Бобруйска поближе к Гомелю. Но до Бобруйска надо опять добираться пешком. Снова ночной марш-бросок. Дети засыпали на ходу. Наум, ангел хранитель детей в этом страшном путешествии, попросил «пересчитывать головы». Вдруг обнаружили недостачу. Не хватало как раз головы Ирины. В какой-то яме на дороге измученная девочка упала и заснула.

Наум Подерский, оказавшись снова в Бобруйске, забежал домой. Сказал родителям, что когда доставит детей в Гомель, то сразу вернется за многочисленной родней. Но не знал Наум, что видит их в последний раз. Не смог он стать ангелом – хранителем для своей большой семьи, которая была уничтожена через несколько дней немцами. В это же время отец Ирины Родштейн и ее маленький братик оказались в гетто. Где и погибли.

ГОМЕЛЬ - СТАЛИНГРАД - УРЮПИНСК. «ЖИДЫ» И ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА
До Гомеля дети добирались двое суток. В товарных вагонах. Город уже бомбили по несколько раз на день, поэтому до эвакуации решили перебросить их подальше от бомбежек в заброшенный санаторий «Ченки». Там в складах оставалась какая-то еда - конфеты, печенье…

Наум хорошо понимал, что «сладкая» санаторная жизнь будет недолгой. И потому велел всем про запас набить мешки и наволочки съестным. В середине августа (немцы уже захватывали Гомель) детей вернули в город, откуда на последнем товарняке отправили на восток, в город Урюпинск Сталинградской области. Малышей (за мешок сухарей) разместили в вагонах для скота, а старших ребят в вагонах с углем.

И начались новые тяжкие испытания. Ирина Шульман: «Ужас этой «дороги жизни» помню смутно. Помню, что поезд шел под постоянным обстрелом, мы лежали в страхе на полу товарняка без всякой еды. Но было в пути и радостное, запоминающееся событие! На одном из перегонов нашу Анечку Минкову нашла мать! Дети плакали от радости, а я на прощание отдала Анечке свои туфельки и платье. Встретились мы с Анечкой Минковой спустя 31 год….»

Когда добрались, наконец, до Сталинграда, то детей направили в колхоз, где они жили и работали до глубокой осени. Да, дети 10 – 12 лет, работали! Косили, жали, вязали носки и перчатки для фронта. А после колхоза – первый детский дом в Урюпинске. Лучше бы ребята остались работать в колхозе! Если и раньше жизнь детей не была сладкой, то в детском доме она превратилась в настоящий кошмар. Заведующая домом была редкостной стервой. И порядки в детском доме были соответствующие: царило засилье подростков – уголовников. Там дети впервые услышали «Жиды». Были издевательства, был голод…

Но и здесь Наум смог спасти своих подопечных. Казалось бы, в безнадежном поединке со взрослыми. По его настоянию и жалобам сменили стерву. Заведующим стал опытный педагог Илья Шерман. Но немцы уже вплотную подошли к Сталинграду…

«СПЛАВ» В АСТРАХАНЬ
Сталинград жестоко бомбили, и «крапивок» с другими детдомовцами решили по Волге «сплавить» в Астрахань. Наум Подерский в это время уже работал с вожатыми в ФЗО. Но они тоже прибыли в речной порт. Не хотели бросать своих «крапивок». Погрузили детей на три парохода, только успели отплыть от города, как налетели фашисты. Бомбы и снаряды рвались рядом с детьми. Капитан парохода с ”крапивками” для безопасности на случай затопления решил бросить якорь поближе к берегу. Удачный маневр спас судно и жизни детей, но один из трех пароходов затонул вместе с людьми от прямого попадания авиабомбы.

Оказалось, что в Астрахани детей никто не ждал. И опять Наум Подерский взял на себя всю ответственность за их жизни. Помощи ждать было неоткуда. Детей разместили в школе, спали на топчанах под сетками, было множество москитов. Наум Подерский и Леня Замжицкий устроились на местной пекарне, воровали там тесто, обматывая его вокруг поясницы. Из этого ворованного теста ребята пекли лепешки, спасая детей от голодной смерти. Так прошло пару месяцев. Надо было что-то делать дальше.

Наум договорился с местными рыбаками. Решили «угнать» баржу. Вместе с уловом сельди, стерляди, белуги. Собрали немного денег рыбакам и те позволили увести судно самовольно, без оповещения начальства. Посоветовали с детьми выйти в Каспий и берегом добраться до устья реки Урал в город Гурьев, а из него по железной дороге в Среднюю Азию.
И снова «из огня да в полымя» - баржа с «крапивками» попала в карантин. В этих местах свирепствовала эпидемия холеры.

Барже не разрешили двигаться дальше. Но для спасения от заразы - кипячения воды не было дров. Дрова Наум Подерский раздобыл ….в колонии для заключенных. Колонии, лагеря – весь СССР был нашпигован зонами. Была такая и неподалеку от карантинной стоянки. Заключенные накидали дров Науму из-за колючей проволоки, когда услышали его рассказ о злоключениях детей. Но дров этих хватило только на 4 дня. Уже были умершие на соседних судах.

И Наум вновь принимает решение – бежать из карантина. Но не тут-то было – за беглецами отправили сначала самолет, а потом и вовсе высадили у села Ямаха. Здесь на детей не обращали внимания, не кормили. Однако, никто больше из «крапивок» не заболел.

Вспоминает Ирина: «По окончании карантина с моей головы сняли целый скальп с коростой и вшами. Но страшные болезни обошли меня стороной. Нас, выживших, отправили в детский дом Яманхи, а ребята постарше вместе с Наумом по железной дороге добрались до Ташкента. В Ташкенте мой ангел – хранитель поступил в танковое училище. После училища молодой офицер Наум Подерский попал на Третий Украинский фронт и воевал до самой Победы. Но, тогда, в 1942 году, оставшись в Казахстане, в Ямахском детском доме, я об этом не знала. Как не знала, встречу ли когда ни будь Наума».

Множество испытаний ждало еще «крапивок». И Ирину Родштейн. Новые детские дома, попытка усыновления, поиск родных. И, наконец, окончание войны, встреча с родным человеком – тетей. И еще одна волшебная счастливая встреча.

МИРНАЯ ЖИЗНЬ В БЕЛАРУСИ
Ирина: «В 1950 году в Минске меня ждал сюрприз. В дверь нашей квартиры позвонили. На пороге стояли капитан – танкист и моя подруга Тося! А капитан… Да, это был Наум Подерский! Я бросилась ему на шею в слезах. И больше мы не расставались. Всегда были на связи. Мы дружили семьями, радовались удачам судьбы и, как свои, переживали невзгоды. И сейчас еще по всему миру живы пара десятков «крапивок», так мы себя называем».


"Крапивки" с Наумом Подерским, 1974 год

После войны Наум приехал в Бобруйск. Ров у Каменки. Здесь покоится вся его родня. А в Минском гетто погиб отец и младший брат Ирины. И еще тысячи и тысячи еврейских семей. Рвы, тела матерей и детей. Холокост от пуль. Евреи Беларуси встретили его первыми.

Уже отступая, немцы пытались замести следы. Но не успели. Остались разрытие рвы, горы тел, облитых бензином, но не сгоревших. В конце 50 х годов на средства минских евреев на этом страшном месте поставили памятник. Каменная лестница, ведущая вниз, на дно ямы. И обелиск со звездой Давида.
Но власти распорядились засыпать ров, автора, известного скульптора, обвинили в сионизме и арестовали. Еврейская общественность воспротивилась этим антисемитским планам. У памятника стали собираться еврейские семьи, особенно 9 мая.



Памятник в Минске

А затем настали новые времена. И возможность евреям выбирать, где жить. И Белорусские евреи проголосовали ногами за свою новую Родину. С 1989 по 1999 год более 80 000 евреев Беларуси переехали в Израиль и США. И Наум Подерский был среди них. Уехало более 75% всей оставшейся диаспоры. Причины отъезда были понятны – антисемитизм (даже сегодня батька грозит «взять евреев под контроль»), желание жить в свободной стране, надежда лучшего будущего для детей и внуков.

Здесь, на Земле Обетованной, в мошаве «Регба», полковник Наум Подерский прожил долгую яркую жизнь. Мошав «Регба» известен в Израиле всем, читающим на иврите. Его рекламные плакаты с призывом покупать кухонную мебель можно увидеть на любом перекрестке страны. Вот на этой фабрике кухни и работал до 80 лет наш герой Наум. Он был счастлив с супругой Ниночкой, дочерью Ириной, внуками Женей и Сашей. Успел Наум порадоваться и первому правнуку, которого подарил внук Женя.

Вот только не успел Наум отметить свой прекрасный юбилей в этом году. 90 лет и 70 лет его ПОБЕДЫ. Но у Всевышнего есть своя арифметика, свои даты и сроки. Не стало Наума 18 февраля этого года. Увы. Нам остается лишь смириться. Вот скоро, в День Победы, 8 мая, мы все соберемся в Мошаве, чтобы почтить память дорогого и любимого человека. Принесем цветы и свечи к прекрасному памятнику, где есть имена родных Наума и одна дата смерти – 1941.
Наум, Ангел Хранитель! Ты всегда будешь в наших сердцах. В сердцах тех, кого ты спас, и тех, кто узнал о тебе, и чтит твой Подвиг!









Мошав Регба. Угощение для Наума.

Крепость Масада - последний рубеж обороны евреев

Оригинал взят у masterok в Крепость Масада - последний рубеж обороны евреев


Это был последний рубеж обороны, где полностью изолированные от остального мира восставшие евреи под командованием Элазара Бен-Яира противостояли мощному Десятому римскому легиону во главе с Флавием Сильвой.


В 80 километрах от Иерусалима находится заповедник Эйн Геди, а в 20 километрах от него — крепость Масада, с которой связана одна из самых героических страниц истории еврейского народа. Масада — это мощная крепость, расположенная на вершине огромной скалы, которая высится недалеко от берега Мертвого моря.


Географическое положение крепости в зоне безводной пустыни, вдали от населенных пунктов, и природная неприступность сделали ее безопасным убежищем. Римский историк Иосиф Флавий сообщает, что крепость была построена первосвященником Ионатаном, а потом царь Ирод еще больше укрепил ее, соорудив 37 высоких башен. У Иосифа Флавия об этом сказано так:


Он воздвиг стену вокруг вершины горы и построил поверх стены тридцать семь башен. И царский дворец воздвиг он для себя в крепости, на западном склоне горы — под стеной, замыкающейся на вершине горы. И повсюду в скале были высечены им бассейны для водоемов, благодаря чему ему удалось обеспечить водой жителей крепости… Таким образом, крепость была воздвигнута Богом и людьми для защиты от врага, который поднимется на нее войной…


Давайте узнаем, что было дальше…


Collapse )


Давайте я вам еще напомню вот про какие исторические достопримечательности Израиля:  вот знаменитый Иродион ,а вот не менее знаменитая Недвижимая лестница. Вот тут мы пытались ответить на вопрос Где находится Ноев Ковчег ? и изучали Круглые города: Нахалаль (Nahalal)




Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=60175

Загадочный бальзам древности

Оригинал взят у dona_anna в Загадочный бальзам древности

Об этих местах рядом с Мертвым морем писал Иосиф Флавий в 1в.н.э., каких-то 2000 лет назад:
"...самая плодородная в Иудее, производящая в огромном изобилии пальмовые деревья и бальзамовые кустарники...
...По справедливости можно поэтому эту местность, дающую в огромном изобилии самые редкие и драгоценные плоды, назвать земным раем. По отношению к плодородию местности вообще можно сказать, что редкая полоса земли может выдержать сравнение с нею, – так щедро почва возвращает то, что вкладывают в нее..."
Не верите?:) А придется. В те времена и климат был несколько другой и люди здесь жили трудолюбивые и умеющие выращивать разнообразные растения. Если помните, я писала о кибуце Эйн-Геди? Этот кибуц - лучшее доказательство того, что и в современном климате в этих местах растет невероятное количество растений.

Collapse )

У создателя ЖЖ сегодня юбилей

Оригинал взят у egaristotel в У создателя ЖЖ сегодня юбилей
Оригинал взят у egaristotel в У создателя ЖЖ сегодня юбилей
Его зовут Брэд Фитцпатрик и он изменил интернет, когда ему было 19 лет.

Брэд

Его проект под названием LiveJournal появился на свет ещё в прошлом тысячелетии, в 1999 году и повлиял на формирование почти всех социальных сетей уже в нулевые.
Collapse )

Партизанка Кричевская Серафима

Оригинал взят у nektonemo в Партизанка Кричевская Серафима
Отрывок из книги - Кучер В.Н.
Партизаны Брянского леса: какими они были. 1941-1943 годы



Если вкратце, то Кричевская была молодой партизанкой.
ее и еще несколько человек послали стирать белье (в условиях леса это целая операция), но они попали в засаду в избе лесника.
Кричевскую взяли живой, допрашивали с пристрастием, потом казнили.


Там вообще большая история в том числе после ее смерти , под катом отрывок из книги.

***



Collapse )

"Размежевание", как это делалось

Оригинал взят у abuandria в "Размежевание", как это делалось
Оригинал взят у abuandria в "Размежевание", как это делалось
    Наверное, есть нечто символическое в том, что самый глубокий кризис за все время нашего соседства с сектором Газы происходит в годовщину нашего ухода из Гуш-Катифа. В эти августовские дни, когда на переговорах в Каире ХАМАС откровенно глумится над нами, а наши политики, убедившись, что любое возможное соглашение с террористами будет хуже отсутствия соглашения, вновь поговаривают об «односторонних шагах» со стороны Израиля (расширим им территориальные воды, почему бы и нет, увеличим пропускную способность КПП, выдадим больше разрешений на работу в Израиле), хочется понять, как мы дошли до жизни такой. И вспомнить август 2005 года, когда Израиль уже сделал в секторе Газы односторонние шаги.
     В этот четверг в "Вестях" будет опубликовано мою интервью с бывшим председателем Совета национальной безопасности, бывшим главой аналитического отдела военной разведки (АМАН) генерал-майором запаса Яаковом Амидрором, который в 2005 году дал экспертное заключение в БАГАЦ о пагубных последствиях "размежевания" для безопасности Израиля. А пока мне хочется вспомнить свое старое интервью с другим человеком, который мог наблюдать и анализировать подготовку к процессу размежевания, так сказать, "изнутри".
     Должен оговориться. В отличие от коллеги yaqir_mamlal, я в Кфар-Маймоне я не был, ездил, в основном (и подвозил "оранжевых"), по треугольнику Сдерот - Нетивот - Офаким, а в Гуш-Катиф так и не попал. Произошло это по ряду причин, не последняя из которых - та, что в августе 2005 года я еще не вернулся в журналистику и не имел нужных контактов. Однажды чуть было не отправился с колонной машин от могилы Баба-Сали в Нетивоте, но что-то сорвалось. И к лучшему, потому как колонна, как я узнал уже потом, до Гуш-Катифа так и не добралась. Но не важно. Подробности выселения я узнавал от очевидцев.

     6

     Снимок не мой. На нем еще всего не видно. Позже будут даны пояснения.

     Впоследствии самым главным для меня в этой истории сделался мотив раскаяния. Вернее, отсутствия раскаяния даже у самых вменяемых левых, сторонников "размежевания", не зараженных ненавистью к своей стране, а просто наивных, излишне внушаемых людей. Хоть бы один из них сказал:
     - Что же мы, сволочи, сделали тогда со своей страной по неведению своему!..
     Но ни разу не слышал я таких признаний. Видимо, слишком велика травма от содеянного тогда, и сознание совестливых людей "купирует" ее (что я не раз наблюдал) при помощи такого рассуждения.
     - Ах, говорите, нехорошо получилось? Но это не оттого, что "размежевания" проводить было нельзя, а оттого, что оно было проведено с недостаточной решительностью, оттого, что оно было односторонним. Вот если бы мы тогда уступили бы палестинцам дополнительно еще что-нибудь, на что бы они согласились, и у нас на руках был бы подписанный договор...
     Убедить таких людей нельзя, но я не об этом сейчас.
     Доктора психологии Амиру Дор я повстречал на одной странной выставке в музее дигитального искусства в Холоне, под названием, которое можно перевести на русский язык, как «Сердцевина зла» («Evil to the Core»). Посвящена она была двум знаменитым психологическим экспериментам  – опыту Стэнли Мильграма и опыту Филиппа Зимбардо.
     Напомню для тех, кто не знает, что эксперимент Мильграма, проведенный в середине 60-х годов, заключается в том, что, дергая за рубильники, участник эксперимента наказывает ударом тока от 15 до 340 вольт сидящего за стеклом другого испытуемого — «ученика» — всякий раз, когда тот неточно повторяет только что зачитанные словосочетания. После каждой ошибки «учитель» нажимает более мощный рычаг. Когда разряд достигает пары сотен вольт, «ученик» кричит, что у него больное сердце и ему нехорошо… Но организатор эксперимента требует его продолжения: ведь договорились! При напряжении в 330 вольт слышатся звуки агонии, а при ударе в 360 вольт человек за стеклом умирает. Разумеется, и мучение, и смерть изображал ассистент экспериментатора. Важно было, что испытуемый этого не знал. Но все равно до последнего рубильника дошли 63 процента испытуемых.
     Филипп Зимбардо в 1974 году создал в подвале Стэндфордского университета подобие настоящей тюрьмы. Добровольцы-испытуемые, делились на «заключенных» и «надзирателей». Поначалу все это казалось игрой, но скоро студенты начали вживаться в роль, и надзиратели, по собственной инициативе, ужесточали правила, затем перешли к откровенным издевательствам, жестокость которых нарастала так быстро, что эксперимент пришлось прекратить через пять дней, хоть рассчитан он был на две недели.
     Эксперименты показывают, насколько наша социальная роль может изменить нашу личность. Большинство людей, скорее, согласятся стать убийцами, чем нарушат правила или уговор. Идея организаторов выставки состояла в том, как эти два знаковых эксперимента иллюстрируют поведение в Израиле и левых и правых. От последних пригласили и клинического психолога Амиру Дор.

     dor6

     Доктор Амира Дор принимала участие в деятельности группы «Интеллектуалы в защиту поселенческого движения», исследовавшей в 2005 году «ментальную подготовку», которую прошли многие солдаты и полицейские перед депортацией Гуш-Катифа. Идея исследований возникла, зимой 2005 года, когда из армии начали просачиваться сведения о том, что многие солдаты, принимавших участие в «размежевании», нуждаются в психиатрической помощи. Амиру Дор пригласили, потому, что она, как психолог, работала в Неве-Дкалим в течение последних трёх недель существования этого поселка. И сейчас она нам рассказывала о том, что творилось в тренировочном лагере «сил размежевания», возле кибуца Реим.
     И чем больше я слушал, тем ярче светилось в голове одно единственное, но зато напечатанное большими буквами слово: ПСИХОЛОГ. Слово, которому я прежде не придавал сакрального значения.
     Как оказалось, Израиль занимает передовые позиции в мире не только по созданию беспилотников. У нас есть уникальная, единственный раз опробованная технология массового психологического воздействия на большую массу людей.  Впервые я слышал, как методика, разработанная в психологии межличностных отношений, работает в масштабах толпы.
     Гуш-Катиф стал полигоном для этого оружия. Здесь, наверное, можно было бы употребить такое сравнение. Допустим, некий фармацевт, ставя опыты, фундаментальным образом нарушающие основы медицинской этики, получил бы, в результате, лекарство, способное спасти жизни тысяч людей… Если бы не нежелательные исторические аналогии, возникающие при использовании этого сравнения. И если бы можно было считать ненасильственную управляемость большой массы людей безусловным благом. Хотя и обратное – что благом является неуправляемость масс – тоже вряд ли, кто возьмется утверждать.
     Дальше со слов Амиры Дор - подробности того, как готовили полицейских и солдат, принимавших участие в размежевании.Collapse )